четверг, 17 сентября 2009 г.

Ковровые сады и партерные посадки

Упорядоченная планировка
В основе философии регулярного стиля лежат представления о воз­можности полного управления природой и подчинения ее воле че­ловека. Сложная конфигурация живых изгородей с филигранно под­стриженным вечнозеленым кустар­ником, высаженным на покрытую гравием площадку, или плоский, тщательно подстриженный газон, обрамленный ровными рядами подстриженных кустов, являются яркими примерами практического воплощения данной философии.
Исторически регулярный стиль возник как способ реализации стремления человека обладать це­лым ландшафтным дизайном. Большие парки, поражающие своим великолепием, становились мерилом богатства и высокого социального положения их создателя.

Вдохновение старины
Обширные регулярные сады, зало­женные в XVII — XVIII веках в Италии и Франции и повлиявшие на культуру садоводства всей Европы, возникли как отголоски садово-пар­кового искусства Древней Греции и Рима. Идеальные формы и пропор­ции античных зданий нашли свое отражение в симметричной плани­ровке садов, окружавших деревянные дома. Эти роскошные ландшафты не­редко располагались в виде террас, соединявшихся лестничными мар­шами, искусственными водопадами и фонтанами, беседками фото, устроенными между парковыми аллеями, которые также были украшены античными статуя­ми и деревьями в вазонах.

Классические регулярные сады
В культуре садоводства Древней Греции и Рима, до сих пор вдохнов­ляющей дизайнеров на создание современных регулярных парков, используются такие элементы, как тщательно скошенные газоны с бордюром, аккуратно подстрижен­ные деревья и кустарники, фризы, окаймленные низкими изгородями из вечнозеленых кустарников. Прямолинейные дорожки и аллеи, сходящиеся в одной точке, обрам­лены рядами одинаковых, равно­мерно посаженных растений. Раз­нообразие не приветствуется, и ес­ли используются несколько разно­типных элементов декора, то они объединяются общей мозаичной композицией либо многократно повторяются.

Скульптурная композиция
Пропорциональные, удачно размещенные скульптурные украшения служат дополнением к общей композиции сада.

Растения для регулярного сада
Самыми важными элементами пла­нировки в регулярных садах явля­ются подстриженные живые изго­роди и деревья, кронам которых придают фигурную форму. Четкие профили подстриженных деревьев позволяют увеличить высоту ком­позиции и сделать привлекатель­ной любую двумерную планировку. Медленнорастущие вечнозеленые растения, такие, как тис (Taxus baccata), самшит (Buxus sempevirens), падуб (Ilex aquifolium) или дуб падуболистный (Quercus ilex), требуют постоянной стрижки и формиро­вания кроны в течение многих лет.

Типичный сад с подстриженными кустами
Внушительные формы скульптурно подстриженных деревьев придают этой композиции, не исключающей причудливость оформления, весомость и значительность. Здесь можно наблюдать стилизованные под павлиний хвост верхушки тиса (Taxus baccata) с симметрично подстриженными пирамидальными основаниями, располагающимися по бокам широкого прохода — главной оси симметричной планировки. Идеальная симметрия кустов придает живописной композиции на заднем плане возвышенный стиль.
Деревья с сомкнутыми кронами и живые изгороди образуют укром­ные уголки внутри симметрично распланированного сада. Их внеш­нее однообразие и высокие, колоннообразные стволы усиливают впе­чатление четкого ритма и строгого порядка, если они располагаются по бокам дорожек. Липы (Tilia species) и граб (Carpinus betulus) поль­зуются наибольшей популярно­стью при проектировании аллей. Эти деревья можно использовать и по-другому. Например, ряды лип с переплетенными ветвями, выса­женные вдоль границ сада, образу­ют «живые» стены и создают ощущение уединенности и закрытого пространства.

Липы с переплетающимися кронами
Шатер, образованный кронами лип (Tilia), укрывает этот небольшой, еще не вполне сформировавшийся ковровый сад. Зимой, когда листва опадет, ветви можно будет подрезать так, чтобы придать кронам необходимую форму.

Ковровые сады и партерные посадки
Ковровые сады и партерные посад­ки — особые типы садов с симмет­ричной планировкой. В таких са­дах рост растений строго ограни­чивается. В ковровых садах слож­ные внутренние композиции рас­тений обрамляются живыми изго­родями из карликовых вечнозеле­ных кустарников, таких, как сам­шит (Buxus sempewirens). В партер­ных посадках внутреннее про­странство, разделенное перегород­ками из низкой живой изгороди, заполняют окрашенным гравием либо размещают там стелющиеся растения. И ковровые сады, и пар­терные посадки остаются привле­кательными круглый год.

Однообразие и контраст
Обычная растительность в симмет­рично распланированном саду соз­дает контраст, который особенно подчеркивает строгость форм ре­гулярного стиля. Для создания такого контраста можно использо­вать, например, дерновины зла­ков, растущих среди подрезанных кустов лаванды (Lavandula), розма­рина (Rosmarinus), лавра (Laurus nobilis) или самшита (Buxus semper-virens). Точно так же и вазоны на террасе, в которых выращивают подстриженные кусты португаль­ского лавра (Prunus lusitanica), вно­сят элементы однообразия и тем самым создают особый контраст с живописной растительностью в других уголках сада.

Симметрия садового пруда
Отражение на гладкой поверхности воды удваивает эффект симметричного оформления. Случайное распределение плавучей растительности на темной поверхности воды оживляет этот регулярный сад.

Регулярные сады на Востоке
Сады в Китае, существовавшие еще 3000 лет назад, создавались как ве­личественный и умиротворяющий фон для созерцания и медитации. Садоводы старались скопировать самые впечатляющие особенности окружающего ландшафта, которые в меньших масштабах воссоздава­ли за садовой оградой. Посадки де­ревьев и кустарников были строго симметричными, тщательно под­стриженными и стилизованными. Каждое дерево или куст что-нибудь символизировало. В традиционных японских садах заимствованы идеи китайского ди­зайна. Наряду с подражанием при­родному ландшафту, в японских са­дах использовалось сочетание богатого разнообразия растений с камнями. Им придавали символи­ческую форму и размещали в стро­го определенном порядке, а гравий и песок разравнивали граблями. В планировке такого сада главенст­вуют принципы равновесия, подо­бия и символизма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий